понедельник, 16 марта 2015 г.

Первый контакт. Подача заявки на проект


На биржах заказы получают двумя способами:

  • продвижение в каталоге и реклама. В этом случае закачик сам обращается и предлагает реализовать свой проект.
  • участие в тендере. Фрилансер подает свою заявку на опубликованный проект.

Первый вариант проще - вы уже попали в поле зрения. Осталось выяснить подробности, согласовать сроки и бюджет. И либо заказ ваш, либо это не ваш заказчик.

Второй вариант гораздо интересней. Нужно уметь подавать заявку. Большинство фрилансеров не умеют этого делать. Да, они получают заказы, но реже, чем могли бы.
"Готов"
"Обращайтесь"
"Сделаю"
"Давайте обсудим"
"Готов обсудить в скайпе"
и т.д.
Это самые популярные ответы на проекты. Это ТОП-5 ответов для получения отказа.

Некоторые просто вручную копируют подготовленный текст. Кто-то имеет несколько шаблонов для проектов по разным специализациям.
Есть такие, кто использует программы для автоматической подачи заявки на проект.
Т.е. они настраивают фильтр и "шлют" ответы на все проекты по фильтру.
Возможно, на 100 заявок они парочку проектов берут. А может и того меньше.

У меня был период, когда я вел себя также. Это было еще в 90-е. Тогда интернет был на диал-ап модемах. Российские биржи если и были, то заказов там практически не было.
А вот на американской бирже RentACoder (они уже 2 раза ребрендинг провели) заказы сыпались один за другим. И я отвечал "сделаю", "готов решить вашу задачу".
За неделю ни одного ответа. Я решил, что это все бессмысленно и бросил попытки.

Потом у меня был разный опыт (может позже про него расскажу). И где-то через 8 лет я вернулся в фриланс. Но я вернулся уже другим.

Без отзывов первый заказ я взял на третью заявку. Сейчас моя воронка продаж составляет порядка 17-20%%. Т.е. я получаю каждый 5-й проект.
Секрет не только в моем рейтинге, отзывах и портфолио. Ключевое - правильная заявка.

Вот макет моей заявки:
В проекте есть полное/неполное ТЗ

  1. Приветствие. Всегда здоровайтесь с заказчиком. Если в профиле указано имя, то здоровайтесь с упоминанием имени заказчика.
  2. По имеющейся информации описываю решение в том объеме, который уже известен. Иногда предлагаю несколько вариантов.
  3. Задаю вопросы. Даже самое полное ТЗ содержит какие-то моменты, которые описаны не точно. Обязательно задаю уточняющие вопросы.
  4. Прощаюсь - вежливость наше всЁ


В проекте нет ТЗ

  1. Приветствие.
  2. Сообщаю клиенту, что без ТЗ определить трудозатрты затруднительно. Если это уместно, то ссылаюсь на прошлый опыт в реализации подобных задач.
  3. Предлагаю ему либо свои услуги по написанию ТЗ, либо обсудить основные моменты в личной беседе - возможно полного ТЗ и не нужно.
  4. Прощаюсь.


Первый и четвертый пункт - просто вежливость. Но это уже располагает заказчика к вам. Но самое важное в пунктах 2 и 3.

Второй пункт позволяет мне показать заказчику, что я заинтересовался его проектом, я имею опыт решения подобных задач, я изучил предложенный материал. И это очень важно - вы не просто хотите денег заработать, вы заинтересованы в решении его проблемы.

Третий пункт не менее важен. Вы подталкиваете заказчика к диалогу. Это не гарантирует, что диалог состоится. Наличие правильных вопросов усиливает эффект от второго пункта и призывает заказчика к действию - дать ответ на вопросы.

На разных биржах есть разные правила. Обычно требуется указывать свою ставку за работу. Я указываю либо ту, которую указал в бюджете проекта заказчик, либо ставлю цену 1 доллар.
Но в тексте заявки я всегда указываю, что стоимость ориентировочна и может быть изменена в любую сторону после утверждения всех деталей выполнения проекта.

При обсуждении проекта с заказчиком всегда откладывайте вопрос сроков и стоимости до последнего. "Затяните" клиента в свои сети. Обсуждайте с ним как можно больше деталей. Пусть он свыкнется с мыслью, что вы уже работаете на его проект. Когда все вопросы согласованы и пользователь уже представляет как вы сделаете работу, то принять решение в вашу пользу ему будет значительно легче.

Надеюсь, эти маленькие хитрости увеличат число положительных заявок на биржах.

Подписывайтесь, читайте, комментируйте.

Комментариев нет:

Отправить комментарий